Без памяти о прошлом нет будущего
Дети войны… С каждым годом их становится все меньше. Рассказы о пережитом нелегком времени заставляют наше поколение задуматься, каким счастливым было наше детство и юность. Мы привыкли жаловаться на жизнь, имея все необходимое. Они же довольствовались малым, радовались мелочам, но не сломались.
Инна Семеновна Лебедева родилась и провела детство в деревне Окольники Тоншаевского района. Красивое имя, совсем не деревенское и необычное для того времени, девочка получила в честь подруги мамы. Отец, Семен Васильевич, работал в сельсовете. Женщина вспоминает, как однажды летом в воскресный день его срочно вызвали на работу. Семилетняя девочка увязалась с отцом. Там, в конторе сельсовета, сообщили им о нападении Германии на Советский Союз. Семену Васильевичу предстояло поделиться этой страшной новостью с односельчанами. Узнав о начале войны, колхозники бросили косить траву, женщины ревели в голос. Хотя в силу возраста маленькая Инна не могла полностью понять, что случилось, догадалась: произошло что-то ужасное. На войну ушли все братья отца и матери. Семен Васильевич, несмотря на бронь, тоже уехал на фронт. От отца пришло всего два письма, где сообщалось, что его как деревенского жителя определили в конную дивизию. Мужчина делился с родными: громкое ржание лошадей слышно далеко, поэтому весь огонь приходилось принимать на себя. Просил жену и маму молиться за него, считал, молитва близких убережет от пули. Больше писем не было, Семен Васильевич пропал без вести где-то под Смоленском. Вскоре, в октябре, уехала мама Инны, Анна Александровна, её направили рыть окопы под Городцом. Так девочка осталась с бабушкой и маленьким братиком. Наступали холода, дров без мужчин запасти не успели. Пожилая женщина брала внучку, они шли в лес, искали сухарник. У малышки не было сил управлять пилой с двумя ручками, но, через слезы и боль, кое-как они вдвоем с бабушкой пилили упавшие деревья на чурбаки, складывали их на санки и волокли тяжелый воз домой.
Вначале в школу Инна ходила за пять километров, в деревню Втюринское, затем поближе: класс обустроили в большой избе в Тришатах. Учёба девочке очень нравилось, она стремилась учиться. Тетрадей не было, как и учебников. Занимались по старому, затертому до дыр букварю, потом книги перекупали в семьях, где с довоенных времен остались хоть какие-то издания. Знакомая, приезжающая из района и останавливающаяся ночевать в их избе, привозила иногда серую оберточную бумагу, которую Инна вместе с бабушкой резала на листочки, сшивала в тетрадь и затем чертила в ней линии строчек. Одноклассники очень завидовали такой тетради, ведь у них не было даже этого.
Через несколько месяцев приехала домой мама, страшно худая. Вернувшаяся женщина рассказала, как много и тяжело работали люди на рытье окопов, голодали, спали на полу, прижавшись друг к другу, чтоб не замерзнуть. Дома восстановиться помогали даже родные стены. Питались чем придется, хотя держали корову, овечек. Картофель, яйца, масло отправляли на фронт, бабушка вязала носки и варежки для солдат.
Со временем освоившей грамоту Инне стали доверять разносить почту, после школы девочка брала треугольники писем, бежала по домам радовать односельчан. Похоронки тоже приходили. Отдавать их людям, знакомым с детства, было особенно тяжело. Вместе с родственниками погибших плакала и Инна, пропуская через сердце горе от потери близких. Каждый раз, принося в дом извещение о смерти, девочка клялась себе больше никогда не разносить похоронки… На следующий день все повторялось, за доставку почты ставились трудодни, за них выдавалось немного муки.
В большой, некогда цветущей деревне совсем не осталось мужчин. С войны вернулся лишь один, весь искалеченный, дядя Макар. Его, рослого, когда-то красивого мужчину, кормила с ложечки жена, сам он из-за ран на теле и лице не мог себя обслуживать.
В 1947 году Инна закончила семь классов. В восьмой девушка не пошла, без хозяина семья бедствовала, нужно было идти работать. Устроилась в делянку трелевать лес, таскала на плече вместе с другими работницами метровые бревна. Однажды в лесу девушка, без сил, присела на обочине и заплакала, стертое в кровь плечо страшно болело. Рыдающую, её заметил начальник участка, пожалел и перевел работать бракером, точковать лес. С этих нехитрых расчетов и началась бухгалтерская карьера Инны Семеновны. Через несколько лет женщина устроилась работать счетоводом в собес, затем заочно закончила техникум, работала бухгалтером в сельхозтехнике, перевелась в сельхозхимию и проработала там главбухом до ухода на заслуженный отдых. Общий трудовой стаж составил более 47 лет. Свою профессию Инна Семеновна очень любила, гордилась ею.
С мужем, Виталием Федоровичем, они дружно прожили вместе много лет, выстроили дом, воспитали двоих замечательных сыновей. К сожалению, жизнь опять повернулась спиной, забрав родных людей, сначала умер муж, затем от болезни один за другим ушли оба сына. Сейчас пожилую женщину навещают снохи и трое внуков, уже есть четверо правнуков. С домашним хозяйством, небольшим огородом помогает управляться помощница из соцзащиты Светлана. На днях Инне Семеновне была вручена памятная медаль, приуроченная к 80-тилетию Великой Победы. Юбилейную награду с пожеланиями здоровья и долгих лет жизни труженице тыла вручил заместитель Губернатора Нижегородской области Петр Витальевич Банников.
Женщины и дети, работавшие в тылу, достойны самого глубокого уважения. Они, пережившие все тяготы и лишения войны, на своих худеньких плечиках принесли долгожданную победу наравне с воевавшими мужьями и отцами. Хочется сохранить память о каждом из них. Ведь без прошлого нет будущего.
Наталья Халманских