Ребенок радуется - и мне приятно

17

Логопед – не такая массовая профессия, как, скажем, учитель или воспитатель. Однако и у них есть свой профессиональный праздник. 14 ноября празднуется Международный день логопедов, дефектологов и всех, имеющих отношение к этой сфере деятельности.

За несколько дней до праздника мы встретились с логопедом-дефектологом Тоншаевской средней школы Татьяной Александровной Шипикиной.

- Татьяна Александровна, почему Вы выбрали для себя профессию логопеда?

- Мне всегда нравилось работать с детьми, с самого детства я мечтала стать воспитателем. Сначала получила образование дефектолога в Мининском университете, и даже работала воспитателем в детском саду «Умка». Однако со временем поняла, что это не моё. Узнав, что в Тоншаевскую школу требуется логопед, решила попробовать себя в этой сфере. Конечно, пришлось пройти специализацию логопеда, и теперь я чувствую себя, как говорится, «на своем месте».

- Расскажите, пожалуйста, как происходит отбор детей в логопедический класс?

- Отбор проводится в начале учебного года. Большую помощь, конечно, оказывают педагоги, которые уже знают, кто из детей нуждается в коррекции речи. С этими ребятами я провожу индивидуальную диагностику и определяю, кому необходимы занятия с логопедом-дефектологом.

На сегодняшний день работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Именно с ними знания, которые я приобрела, обучаясь на дефектолога, мне особенно помогают.

В классе мы занимаемся или индивидуально с ребенком, или же с небольшой подгруппой в два-три человека. Здесь все устроено специально в помощь маленьким детям.

- Татьяна Александровна, Вам приходится учиться новому в работе?

- Время не стоит на месте, поэтому и я постоянно повышаю свою квалификацию на различных курсах, обучаюсь на вебинарах, участвую в конкурсах. Появляются новые методы, это всё интересно, хоть и затратно. Недавно освоила технику логопедического массажа, который помогает в коррекции речи.

- Что самое трудное в Вашей работе?

- Самое трудное – это найти подход к ребенку, ведь он должен тебе обязательно доверять. Первоклашкам, к примеру, нужны занятия в игровой форме, дети постарше понимают, что им необходимо исправлять звуковой дефект и приходят в класс уже осознанно.

- Совсем недавно где-то прочитала, что в последние годы всё больше детей нуждается в помощи логопеда. С чем это связано?

Сейчас буквально каждый второй ребенок нуждается в логопедической помощи. Почему? Вот, к примеру, наблюдаю такую картину. На улице молодая мама везет в коляске годовалого или полуторагодовалого ребенка, в руках которого - смартфон. Это, конечно же, очень задерживает речь, ведь маленькому ребенку очень важно живое общение. Важно называть все, что вы видите на прогулке, рассказывать обо всем, что происходит вокруг. Детям нужно больше читать книжки, потешки.

Многие родители не понимают смысла и важности нашей работы. Им кажется, что если ребенок произносит правильно звуки, то никаких проблем в школе не будет. Но именно в возрасте 3-5 лет необходимо пройти диагностику у логопеда, чтобы за оставшееся до школы время успеть скорректировать проблему и подготовиться к школе. Некоторые дети произносят звук правильно, но при этом его не слышат. Например, произносят звук «р» правильно, но не слышат его и путают «р» и «л».  Вместо «рак» пишут «лак» и так далее. Бывает наоборот, ребенок не произносит правильно звук, но пишет его верно. Поэтому, хотелось бы напомнить еще раз о важности своевременной логопедической диагностики.

- Были ли в вашей практике интересные случаи?

- Каждый случай по-своему интересен. Вообще, логопедия связана и с медициной, и с психологией. Недавно мы никак не могли поставить звук «р» ребенку, потому что у него была короткая уздечка. Мне пришлось направить его к хирургу. Ребенку подрезали уздечку, швы стали потихоньку заживать и благодаря артикуляционной гимнастике наконец-то малыш у нас «зарычал». Бывает, ребенок заикается, что в свою очередь связано с проблемами в семье. На него кричат дома, шумят, ребенок «забит», отсюда и проблемы с произнесением слов. В таком случае необходима помощь невролога.

- Какие моменты радуют больше всего?

- Когда у ребенка «встает» звук. Вот его не было, и тут он «зарычал, зашипел, засвистел». Ребенок радуется - и мне приятно!

- Вы молодая мама двух маленьких малышей, с ними тоже занимаетесь?

- Все свои методы я сначала пробую на них, в основном на старшем ребенке, которому шесть лет, да и младший подключается к нам. Ему же все интересно!

 

Валентина ШИШКИНА.

Фото автора